Доклад для педагогов на тему:
«Познавательное развитие речи по средствам изобразительной деятельности»
«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого.»
К.И. Чуковский
Речь является социальным средством и предназначено для общения с людьми. Благодаря речи ребенок узнает и познает весь окружающий его мир, слыша обращенную речь он накапливает знания, обогащает представления о том что и кто его окружает.
Одним из средств познавательного развития речи для ребенка ,является изобразительная деятельность, она как ни что другое увлекает, удовлетворяет его потребности и интересы, помогает отобразить все накопленные или вновь полученные знания или пережитые эмоции.
В далекой древности ,великий философ Аристотель утверждал, что знания по рисованию, способствуют разностороннему развитию личности ребенка.
Любые формы искусства, в том числе и изобразительное- это специфическая форма познания. Следовательно, если ребенок занимается этой деятельностью, он узнает жизнь в разных формах ее проявления.
Т.к изобразительная деятельность основана на главных познавательных процессах, таких как мышление, восприятие , память, следовательно она зависит от уровня умственного, интеллектуального развития ребенка.
Многие философы считали, что изо-деятельность –это одна из важнейших способов «духовного освоения действительности». Ребенок изображает в своих рисунках предметы и явления окружающей его жизни,что напрямую связанно с пониманием им внешних и внутренних свойств. Даже если ребенок изображает в своей художественной фантазии , того чего нет в реальной жизни, выполняет рисунок по замыслу, этот процесс так же связан с его интеллектуальными способностями и его развитием.
Индивидуальный подход-это одно из самых важных условий в работе с детьми и развитии личности ребенка. Самостоятельно ребенок не в силах усвоить опыт.
Для ребенка, именно взрослый является носителем всей информации, знаний и умений. Изо-деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию, безусловно влияет и способствует разностороннему развитию детской личности, его творческой натуре.
Японские ученые, в свое время сделали умозаключения в которых отмечают, что изобразительная деятельность в развитии личности ребенка играет большую роль. Благодаря изо-деятельности можно развивать ребенка всесторонне ,формировать чувства и мысли, воспитывать дружеские отношения, обогащать словарный запас, развивать художественный строй речи.
В современном мире стоит важнейшая задача, воспитать не только здорового и крепкого человека ,но и всесторонне развитого ,активным ,мыслящим, осуществляющий творческий подход к любому делу.
В своей педагогической практике ,я придерживаюсь нетрадиционного рисования ,использую разнообразные методы и приемы. Одним из них является- предварительная работа. Если нам предстоит с детьми рисование сказочного леса, то перед занятием непременно ведется предварительная работа на прогулке- наблюдение, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание репродукций, картин и иллюстраций ,прослушивание подобранной музыкальных произведений и тд. В работе идет выявление характерных признаков, выявление сходства и отличий.
В самой работе следует показ воспитателя и самостоятельная работа.
Не обхожу стороной заучивание к каждой теме четверостишее ,которое в дальнейшем используется как физкультминутка ,дети проговаривая слова выполняют движения руками и всем телом ,что способствует развитию координации и развитию речи.
Таким образом, я считаю, что предварительная работа играет незаменимую роль ,особенно перед занятиями по изо-деятельности , это способствует познавательному развитию речи.